31.4. Правовое регулирование межнациональных отношений

В современных условиях проблема правового регулирования межнациональных отношений приобретает все большее значение, становится предметом пристального внимания международных организаций, парламентов и правительств, политических и го­сударственных деятелей, ученых и общественности. Националь­ные отношения - это разновидность общественных отношений. И поэтому на их правовое регулирование распространяются те же основные принципы, которые используются при регулирова­нии общественных отношений в целом. Вместе с тем специфика национальных отношений (их духовная, территориальная и дру­гая определенность) требует при подходе к ним особой осторож­ности, деликатности как со стороны законодателя, так и со сто­роны правоприменителя. В многонациональном государстве зна­чимость рационального правового регулирования многократно усиливается, что обусловливает необходимость создания концеп­ции государственной безопасности как системы «взаимоувязы­вания» национальных и государственных интересов.
Единство различных наций и народностей скрепляется на уровне личности, коллектива и всего гражданского общества. Национальные отношения реализуются в плоскости: целостный мир - государство - классы - нации - граждане. Недооцен­ка в правовом регулировании отдельного звена этой структуры резко снижает его эффективность. Нельзя игнорировать ни граж­данский, ни общечеловеческий, ни национальный фактор. Любое искусственное возвышение статуса одной нации над всеми осталь­ными, навязывание идеи о приоритете права нации над правами других наций, граждан неизбежно приводят к появлению меж­национальной напряженности в обществе, национализма, шови­низма, расизма.
Поэтому в демократическом правовом государстве посягатель­ство на национальное, расовое равноправие, территориальное единство государства, деятельность любых объединений граждан, политических партий, направленная на возбуждение националь­ной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применение насилия на национальной почве должны признаваться противо­законными. Юридическое, политическое и экономическое равен­ство наций ведет к гармонизации и партнерству в межнациональ­ных отношениях.
Национальные отношения в условиях федерального государ­ства имеют два основных значения. Во-первых, они выполняют связующую роль одной нации, народности с другими нациями, народностями, составляющими федеративный государственный союз. Во-вторых, национальные отношения - это общественные связи нации, народности с государством. Все это обусловливает появление в процессе правового регулирования межнациональ­ных отношений двух основных тенденций в их развитии: госу­дарственного суверенитета и национального, народного суверени­тета.
Государственный суверенитет - это, как известно, верховен­ство и независимость государственной власти как внутри страны, так и во внешнеполитической сфере. Национальный суверени­тет - это полновластие нации, ее политическая свобода, возмож­ность самоопределения для сохранения своей самобытности, языка, культуры, истории. Осознание своих национальных спо­собностей является закономерным этапом развития нации, к ко­торому рано или поздно придут все народы. Поэтому главная за­дача государства заключается в создании благоприятных усло­вий для развития нации, народности, «мягкого» их включения в многонациональный процесс, локализации любых проявлений национализма или великодержавности.
Вся история цивилизации наглядно свидетельствует о том, что в периоды значительных общественных катаклизмов происходит активизация национального фактора. Иными словами, объектив­ной основой национальных противоречий служат прежде всего экономические причины. С другой стороны, истоки межнацио­нальных конфликтов коренятся также и в причинах историчес­кого прошлого нации, ее вхождения в конкретное государство. Для одних народов это дело было добровольным, а для других - нет. С подобными обстоятельствами необходимо считаться при формировании правовой политики. Поэтому роль права в решении национальных проблем нельзя ни преувеличивать (учитывая объ­ективные моменты), ни преуменьшать.
Государственный суверенитет составляет источник правового регулирования межнациональных отношений, но он не может быть сведен к суверенитету одной нации. Нельзя делить население государства на правовое большинство и правовое меньшинство, на граждан и неграждан. Это замкнутый круг, верный путь к со­циальной напряженности. С течением веков человечество выра­ботало определенные международно-правовые способы регулиро­вания межнациональных отношений. Они заключаются в следу­ющих правах нации:
- на создание суверенного государства;
- на свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
- на установление любого другого статуса;
- на свободное распоряжение своими естественными богат­ствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств (Дек­ларация о принципах международного права, касающихся дру­жественных международных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генераль­ной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 1).
В процессе правового регулирования межнациональных отно­шений недопустимо возводить в абсолют принцип государственно­го суверенитета, территориальную целостность государства и иг­норировать право народа на самоопределение. Все государства в соответствии с международными пактами о правах человека обя­заны поощрять осуществление этого права любого народа и ува­жать его. Все народы не только имеют право на самоопределение, но и «в силу этого права они свободно обеспечивают свое экономи­ческое, социальное и культурное развитие» (Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ст. 1; Меж­дународный пакт о гражданских и политических правах, ст. 1).