31.3. Обеспечение партнерских отношений граждан, их организаций и государства

В любом государственно-организованном обществе право вы­ступает в качестве социально-нормативного регулятора общест­венных отношений. Однако в зависимости от сущности общест­венного строя роль его меняется. Так, в докапиталистических ан­тагонистических общественно-экономических формациях право, выражая возведенную в закон волю господствующего класса, яв­ляется одновременно и орудием господства, угнетения, эксплуа­тации одного класса другим. Не изменяется в социально-позитив­ную, цивилизованную сторону его роль на ранних стадиях капи­тализма, на всех этапах развития государства тоталитарного типа. Вместе с тем на высшей стадии капитализма, на этапе «загнива­ния», упадка, дряхления любого антидемократического, антина­родного политического режима, борьба передовых слоев общества за права и свободы своего народа ставит господствующий класс, господствующую политическую партию перед социальной дилем­мой: либо отказ от власти, либо коренное изменение своей внут­ренней и внешней политики, демократизация существующего по­литического режима. Разумеется, дальновидные политические де­ятели правящих партий идут именно по второму пути, хотя бы и ради сохранения своего политического имиджа, политической жизнеспособности своей партии. И в этой ситуации демократиза­ция политической системы общества проявляется в первую оче­редь в отказе от политики подавления любого отклонения от офи­циальной догмы и переходе к политике сочетания различных со­циальных интересов, обеспечения партнерских отношений граж­дан, их организаций и государства на основе определенных обще­человеческих ценностей, норм международного права.
Таким образом, обеспечение государством социальных усло­вий для возникновения однородных интересов, их относительной невилировки, т.е. создания условий для формирования в обществе «среднего» класса, - это путь к социальной стабилизации, граж­данскому согласию, правовому государству, государству социаль­ной справедливости. На это способно лишь сильное государство. Сильное не своим репрессивным аппаратом, а развитой демокра­тией, законностью, дисциплиной, правопорядком. Только в таком государстве возможны реальные партнерские отношения между субъектами права. Человечество устало от различного рода соци­альных потрясений, которые стоили ему колоссальных жертв. Оно пришло к пониманию того, что история общества - это не только лишь история борьбы классов, но и то, «что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных, не­отъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» (преамбула Всеобщей декларации прав чело­века).
Итак, возникновение партнерских отношений в обществе, т.е., общественных отношений, построенных на принципах равенства, братства, свободы, уважения личности, - закономерный этап развития государства. Их государственно-правовое обеспечение - это не только дань политике, признак хорошего тона, красивый лозунг очередной «перестройки», но и условие его прогресса, фор­мирования правового государства, гражданского общества. Парт­нерские отношения раскрывают демократическую сущность об­щества, характеризуют уровень экономического, духовного раз­вития. Волюнтаристскими методами нельзя ввести подобного рода отношения. Для этого требуются материальная и нравственная зрелость общества, совершенство государственного механизма, по­строенного на основе верховенства закона, разделения властей, не­зависимости судебной власти и т.п. Данные отношения отражают сущностные стороны человеческого общества и будут являться ве­дущими в системе социальных связей на современном этапе его развития.
Ныне существующий правовой механизм построен в большой мере на основе жесткой регламентации прав, свобод, обязаннос­тей, ответственности участников правоотношений. Запретный ха­рактер современного механизма регулирования в нашей стране - ярчайшая его черта, которая порой усугубляется юридически не­качественными законами, отсутствием механизма их реализации, бюрократизацией и некомпетентностью государственных чинов­ников и т.д. Все это вместе взятое отнюдь не способствует укреп­лению государства, не говоря уже о его прогрессе. Более того, пред­ставляется, что само существование Российской Федерации как целостного государства сегодня стоит под вопросом.
Разработка концепции правового сочетания интересов в обществе, обеспечении партнерства в общественных отношениях - важнейшая задача. Главная цель - выработать на основе общих закономерностей их развития, тенденций и противоречий единую долгосрочную, научно обоснованную тактику и стратегию в этой социальной сфере. Иными словами, правомерно вести речь о чрез­вычайно специфичном правовом механизме - механизме право­вого сочетания интересов. Управление обществом невозможно без искусственно создаваемых специальных нормативных подсистем. Всякая социальная искусственность - порождение реальных по­требностей общества.
Итак, через сочетание различных социальных интересов - к обеспечению партнерских отношений в обществе между субъек­тами права. Если партнерство - это цель, то сочетание интере­сов - путь к этой цели. Закон эффективен лишь постольку, по­скольку отражает объективные интересы человека, рационально, высоконравственно сочетая интересы различных субъектов обще­ства. В ином случае правовая норма просто мертва. Поэтому всегда должно иметь место активное, демократическое и целенаправлен­ное воздействие права на сознание личности. Отсюда вытекает и схема работы: регулировать поведение участников правоотноше­ний, сочетая их интересы с интересами других участников, всего общества в целом и, наоборот, сочетая различные интересы в праве, оказывать регулятивное воздействие на субъектов. Понят­но, что термины указанного типа («сочетание», «согласование», «координация», «корреляция» и т.п.) могут относиться только к категории законных или охраняемых законом интересов. Различ­ного рода противоправные интересы, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства, порождают соци­альный или индивидуально-групповой антагонизм, подлежат вы­теснению и подавлению. Но и в упорядочении общественных от­ношений, охране господствующих общественных отношений дол­жен проявляться гуманизм государства.
Таким образом, сочетание, партнерство интересов - одна из задач правового регулирования, способ управления социаль­ным поведением в демократическом обществе, самостоятельная функция правового государства, средство достижения его целей. В связи с этим особое значение приобретает утверждение в соци­альном движении государственно-правовых принципов, обеспе­чивающее через сочетание различных интересов в обществе парт­нерские отношения между субъектами права. Они, как исходные идеи социального равновесия, должны пронизывать весь общест­венный организм, деятельность каждого звена политической сис­темы общества.