Субъект правовых актов


Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект - лицо или орган, дающий это разъяснение.
Официальное толкование дается или тем органом, который издал данный акт (и тогда оно носит название аутентичного), или же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты (легальное толкование). Акты официального толкования обязательны для правоприменителей.
Среди актов официального нормативного толкования выделя­ются акты конституционного толкования. Во многих государствах его дает конституционный суд. Согласно Конституции России, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Пре­зидента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правитель­ства России, органов законодательной власти субъектов Россий­ской Федерации дает толкование Конституции Российской Феде­рации.
Субъектами официального аутентичного толкования могут вы­ступать все государственные органы, организующие процесс реа­лизации закона путем издания подзаконных актов. Они могут тол­ковать только свои нормативные акты. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.
Высшей юридической силой обладают акты толкования пар­ламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов.
В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблю­дением законодательства, толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.
В правоохранительной сфере большую роль играют разъясне­ния (инструктивные и директивные письма, приказы и инструк­ции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший Ар­битражный Суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большин­ство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутрен­них дел правил дорожного движения.
Неофициальное толкование не является юридически обяза­тельным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми (специалистами); доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении.
В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное.
Нормативное толкование изначально предназначено для рас­пространения его результатов на неопределенный круг лиц и слу­чаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т.е. не привязывается к конкретной ситуации.
Казуальное толкование, напротив, вызвано вполне определен­ным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела (рис. 3).